Правовое положение казенных предприятий (основанных на праве оперативного управления)
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ (в редакции от 08.12.2003 №169-ФЗ).
Отличия ГУП и МУП от других форм коммерческих организаций:
1) данная форма хозяйственной деятельности базируется на публичной (государственной или муниципальной) собственности (иные коммерческие действуют на основе частной формы собственности);
2) ГУП и МУП создаются как унитарные предприятия (другие коммерческие организации являются корпоративными по форме своего устройства).
Унитарная коммерческая организация (не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество; их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям); управление ими осуществляется на принципе единоначалия руководителем (директором)).
Классификация ГУП и МУП:
1) в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество (федеральные, субъектов РФ, муниципальные);
2) в зависимости от права на имущество самого предприятия (действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенные предприятия)).
ГУП и МУП создаются в распорядительном порядке (решение об их создании может приниматься Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом МСУ; федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ (в решении определяются цели и предмет деятельности предприятия)).
ГУП и МУП имеют специальную правоспособность (унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности).
Казенные предприятия могут создаваться:
1) если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта РФ или муниципального образования;
2) при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена (в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, ж/д и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ);
3) при необходимости осуществления деятельности по производству товаров, оказанию услуг, реализуемых по установленным государствам ценам в целях решения социальных задач;
4) при необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
5) при необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
6) при необходимости осуществления деятельности, предусмотренной ЗФ исключительно для казенных предприятий.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве ю/л другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (имеет право (по согласованию с собственником) на создание филиалов и открытие представительств; может быть участником коммерческих и некоммерческих организаций; не вправе выступать учредителями кредитных организаций).
Учредительный документ ГУП и МУП – устав (утверждается уполномоченным государственным органом или органом МСУ).
В казенных предприятиях уставный фонд не создается.
Существенная особенность правового положения казенных предприятий – обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприятия (на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности банкротстве)).
Особый порядок распределения доходов казенного предприятия (должен быть определен постановлением Правительства РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами МСУ).
Полномочия собственника имущества ГУП и МУП:
1) Принимает решения о создании, реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы.
2) Определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций.
3) Определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение.
4) Утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения.
5) Назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает ТрД.
6) Согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение ТрД.
7) Утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия.
8) Дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом.
9) Осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.
10) Дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия.
11) Дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах.
12) Дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок.
13) Принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Собственник имущества казенного предприятия также вправе:
1) Изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое и используемое не по назначению имущество.
2) Доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
3) Утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
Единоличный исполнительный орган ГУП и МУП – его руководитель, назначаемый собственником и подотчетный ему (организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия; отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, определяемые собственником имущества унитарного предприятия).
Руководитель ГУП и МУП несет ответственность за убытки, причиненные казенному предприятию его виновными действиями (бездействием) (собственник предприятия может предъявить ему иск о возмещении таких убытков).
В случаях, предусмотренных ФЗ в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (уставом должна быть определена структура таких органов, их состав и компетенция).
Предыдущие материалы: | Следующие материалы: |