Правовое положение субъектов естественных монополий. Государственное регулирование их деятельности
ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №147-ФЗ (в редакции от 29.12.2006 №258-ФЗ)
Естественная монополия – монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Организация деятельности в режиме естественной монополии обусловлена технологическими особенностями функционирования определенных сфер хозяйствования (снижение издержек производства в этих сферах связано с увеличением количества производимого товара – деятельность субъектов в таких сферах в условиях конкуренции является нерентабельной).
На территории РФ созданы и функционируют федеральные естественные монополии, естественные монополии субъектов РФ (муниципальные образования вправе регламентировать деятельность муниципальных естественных монополистов).
Правовые основы функционирования субъектов федеральных естественных монополий закреплены в ФЗ «О естественных монополиях», ГК РФ, других законодательных актах (ФЗ «О газоснабжении в РФ», ФЗ «О ж/д транспорте в РФ», ФЗ «О связи», ФЗ «О почтовой связи», ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»).
Субъекты естественных монополий доминируют на товарном рынке (на них распространяются запреты, установленные ФЗ «О защите конкуренции»).
Особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, установлены ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК».
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (ю/л), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Сферы деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; ж/д перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии).
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий:
1) Федеральная служба по тарифам (определяет (устанавливает) цены (тарифы) на товары, производимые (реализуемые) субъектами естественной монополии; осуществляет контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением таких цен (тарифов));
2) Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований об обязательности заключения договоров субъектами естественных монополий, об обеспечении доступа на рынки услуг естественных монополий и оказания услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях).
Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется применением специальных методов:
1) ценовое регулирование (осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня);
2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии принимается на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.
Органы регулирования естественных монополий обязаны через СМИ сообщать о принятых ими решениях (о включении в реестр субъектов естественных монополий, об исключении из него, о применяемых методах регулирования их деятельности).
Государственный контроль в сферах естественной монополии осуществляется за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом:
1) ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование;
2) сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Предварительный контроль (представление в орган регулирования естественной монополии ходатайства о даче согласия на совершение действий и сообщение информации, необходимой для принятия решения) (пример: осуществляется в отношении любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на ОС, не предназначенные для производства (реализации) товаров в условиях естественной монополии, если их балансовая стоимость составляет более 10% стоимости собственного капитала).
Последующий контроль (уведомление органа регулирования естественной монополии о совершении сделок) (пример: субъект естественной монополии, приобретающий акции (доли), предоставляющие ему более 10% общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), обязан уведомить контролирующий орган).
В случае нарушения требований ФЗ «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела о таких нарушениях, принимать по ним решения и выдавать предписания (направляются заинтересованным лицам в течение 10 дней со дня принятия).
В случае неисполнения решений (предписаний) в установленный срок органы регулирования естественных монополий вправе обратиться в суд с соответствующим иском.
Решения (предписания) также могут быть обжалованы в судебном порядке (подача заявления в суд приостанавливает его исполнение на время рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу).
Гражданско-правовая ответственность (убытки возмещаются как субъектом естественной монополии, так и органом регулирования естественной монополии, если они были причинены в результате нарушения требований ФЗ «О естественных монополиях»; убытки также возмещаются субъектом естественной монополии при его необоснованном уклонении от заключения договора).
Административно-правовая ответственность в сфере естественной монополии установлена (за нарушение порядка ценообразования; за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа; за непредставление ходатайств, уведомлений, сведений в органы регулирования естественных монополий; представление ходатайств и уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений).