Источники предпринимательского права.


Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающиеся общественные отношения. Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил. Выделяют следующиевиды источников предпринимательского права: 1) нормативно-правовой акт; 2) обычай делового оборота; 3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании. Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Конституция РФ , которая: 1) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:  В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ): • В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ); • Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ).  Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ). 2) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: а) равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ); б) гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ); в) возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы. 3) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71–73 Конституции РФ). 2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, КоАП РФ и др. 3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом: 1) Федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: а) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; в) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; г) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; 2) Федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: а) Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»; б) Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»; в) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; 3) Федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов: а) Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; б) Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; в) Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»; г) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др. 4) Федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: а) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»; б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; в) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; г) Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» и т. д. 4. Подзаконные акты:  1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»); 2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»); 3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФАС РФ и др.); 5. Нормативно-правовые акты субъектов РФ – издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. 71–73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. 6. Муниципальные правовые акты – принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

 



Предыдущие материалы: Следующие материалы: