Право государственной и муниципальной собственности
Субъективное право государственной собственности — это реальная возможность конкретных субъектов права государственной собственности владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом в пределах, установленных законом. Для права государственной собственности характерна множественность субъектов, обусловленная многоуровневым характером государственной собственности. Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность — собственность Российской Федерации (далее — РФ) и собственность, принадлежащую субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государства. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом. В. состав государственной собственности входят:
• объекты, составляющие основу национального богатства (территориальные воды, заповедники);
• объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления (казна, Алмазный и валютный фонды, имущество Вооруженных Сил, имущество Железнодорожных войск);
• объекты оборонного производства (ракетные носители, космические и летательные аппараты);
• объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России (объекты речного и морского флота).
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества органами государственной власти и должностными лицами не допускается. В муниципальную собственность входят следующие объекты: жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации; жилищные эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия; объекты инженерной инфраструктуры городов; учреждения и объекты здравоохранения. Муниципальная собственность подлежит регистрации в реестре муниципальной собственности.
Распространенным способом осуществления права государственной и муниципальной собственности является передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственником. По своему содержанию право хозяйственного ведения является более широким, чем право оперативного правления.
Государственное или муниципальное предприятие, которому имущество передано на праве хозяйственного ведения, распоряжается этим имуществом в пределах, определенных ГК. Такое предприятие не вправе продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество без согласия собственника. В отношении движимого имущества он может совершать все эти действия, если нет ограничений в законе.
В оперативное управление имущество предается казенным предприятиям. Такие предприятия используют имущество в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, в соответствии с задачами собственника и в соответствии с назначением имущества. Казенное предприятие может распоряжаться переданным имуществом только с согласия собственника. Порядок распределения доходов определяется собственником или государством.