Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйствования. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель является одним из субъектов предпринимательской деятельности наряду с юридическими лицами, то есть гражданин, не ограниченный в своей дееспособности и решивший вести свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
То есть если получен дополнительный доход от одного источника (не по основному месту работы) единожды, то не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а достаточно подать декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства в установленные законом сроки. Регистрация предпринимательской деятельности требуется в случае систематического получения дохода.
Прежде чем производить регистрацию индивидуального предпринимателя, необходимо помнить о том, что индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Ответственность гражданина-предпринимателя всем принадлежащим ему имуществом отличается от ответственности гражданина-учредителя (участника) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
В последнем случае гражданин-учредитель (участник) отвечает только внесенным в уставный капитал общества имуществом, суммой оплаченных акций, а также несет солидарную ответственность по обязательствам общества в части невнесенной суммы вклада (части вклада), неоплаченных акций в уставном капитале общества.
С другой стороны, у физических лиц часто возникает необходимость оформить свою трудовую деятельность каким-либо образом, но объемы работ настолько малы, что в создании юридического лица нет смысла. Идеальным выходом в этом случае является регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Привлекательным статус индивидуального предпринимателя делает упрощенный порядок, как его регистрации, так и ликвидации (закрытия), отсутствие учредительных документов и более легкое, по сравнению с юридическими лицами, ведение бухгалтерского учета.
Отличительные особенности от других организационно-правовых форм собственности:
• относительная простая и короткая процедура регистрации;
• отсутствие Уставного Капитала;
• не требуется юридический адрес (государственная регистрация ИП осуществляется
по месту постоянного жительства);
• не обязаны (но имеют право) открывать расчетные счета в банках;
• упрощенная форма учета хозяйственных операций и освобождение от ряда налогов,
которыми облагаются юридические лица.
Индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.
В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Регулирование данной сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, которое, в свою очередь, относится к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ). Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты в целях регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в ст. 1 указанного Федерального закона, иначе такие акты вступят в очевидное противоречие с Конституцией РФ.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о госрегистрации (ст. 1 Закона).
Обратим внимание на то, что в соответствии с приведенным определением понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов. Эти акты являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, которые не имеют нормативного значения. Они направлены на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица и вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.
К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:
- правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя. Это акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. Такими актами являются акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
- правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.
Несмотря на то, что названные три вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта.
Моментом государственной регистрации, т.е. моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации.
Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:
- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г.
Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Размер государственной пошлины составляет 400 руб. - за регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей и 80 руб. - за регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее -государственный реестр, реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения реестра, предъявляться единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Государственный реестр находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.
Принципы ведения реестра, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4 - 7 Закона о госрегистрации. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного реестра). В соответствии с ними МНС России и его территориальные органы формируют и ведут названный реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Реестр содержит (в виде записей) сведения:
о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
об изменении сведений, содержащихся в данном реестре;
о документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Законом о государственной регистрации и названными Правилами.
Состав конкретных сведений, содержащихся в государственном реестре, определен п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации. К ним относятся:
- фамилия, имя и (если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством России);
-пол;
- дата и место рождения;
- гражданство (при его отсутствии указывается: "лицо без гражданства");
- место жительства в Российской Федерации (указывается адрес – наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном российским законодательством порядке);
- для российских граждан - данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории России;
- для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность соответственно иностранного гражданина или лица без гражданства;
- для тех же лиц, кроме того, - вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации;
- дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в государственный реестр соответствующей записи;
- дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно
проживать в России, или окончанием срока действия указанного документа);
- сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;
- идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;
- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
- номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
- сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.
Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в реестр.
Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью государственного реестра.
В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. 22.1 - 22.3 гл. VII. Закона. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти правила подробнее.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8).
Обратим внимание, что Закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.
Местом жительства по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Специалисты отмечают, что постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена своей семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном российским законодательством. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.
Документами, подтверждающими адрес места жительства, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ), либо документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (вид на жительство или разрешение на временное проживание). В случаях, когда названные документы не содержат сведений о месте жительства физического лица, адрес места жительства подтверждается иными документами в порядке, установленном федеральным законодательством.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Датой представления документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя считается день их получения надлежащим регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона). С даты получения всех предусмотренных для конкретного случая документов начинается течение срока, отведенного на совершение действий по государственной регистрации. В случае нарушения регистрирующим органом этого срока у заявителя возникает право возбудить вопрос об ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона о госрегистрации.
Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.
Порядок представления документов в регистрирующий орган определяется в соответствии со ст. 9 Закона о госрегистрации. Она предусматривает два способа представления документов - непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения (в последнем случае на конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация"). Иные способы представления документов могут быть определены Правительством РФ.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены упомянутым ранее Постановлением Правительства РФ № 439.
Заявление и другие документы, необходимые при государственной регистрации, не могут быть составлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами, которые должны быть заполнены по правилам, определенным требованиями указанного Постановления.
Документы представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, определяются регистрирующим органом. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляемые на бумажном носителе документы должны быть заполнены в одном экземпляре от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, то в соответствующих графах ставится прочерк. Каждый документ, содержащий более одного листа, должен быть прошит и пронумерован. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.
Постановлением утверждены следующие формы заявления:
- "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (приложение N 18);
- "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (приложением 19);
- "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (приложение N 20);
- "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года" (приложение N21).
Заявление (о государственной регистрации или о внесении изменений в государственный реестр) является одним из необходимых документов, представляемых в случаях регистрации индивидуального предпринимателя, предусмотренных ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.! Закона о госрегистрации, кроме случаев регистрации при прекращении деятельности предпринимателя, указанных в п. 2 - 6 ст. 22.3. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подлинности подписей на документах осуществляется по правилам, установленным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Представление физическим лицом заявления без нотариально удостоверенной подписи заявителя вопреки требованию императивной нормы фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и в силу подл, "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.
При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично либо по почте).
На регистрирующий орган возлагается обязанность обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств, подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.