Юридические лица
Наряду с гражданами участниками гражданских правоотношений являются организации, наделенные статусом юридического лица. Конструкция юридического лица характеризует организацию как самостоятельного участника имущественного оборота. Она служит основным правовым способом регулирования участия организаций в гражданско-правовой деятельности. Юридическое лицо представляет собой предусмотренный законом правовой признак организации, обладание которым в установленном порядке дает ей возможность самостоятельно участвовать в гражданском обороте.
Гражданский кодекс РФ (ст. 48) содержит следующее определение юридического лица: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Каковы предпосылки, при которых организации признаются юридическими лицами? Это прежде всего организационная оформленность организации и наличие у нее обособленного имущества. При наличии таких предпосылок организация признается юридическим лицом и приобретает способность участвовать в имущественном обороте от своего имени, нести самостоятельную имущественную ответственность, выступать истцом и ответчиком в суде.
Организационная оформленностъ юридических лиц выражается в следующем.
Во-первых, они создаются в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных законом (коммерческие организации), а некоммерческие организации — в формах, не исчерпывающе предусмотренных в законе.
Во-вторых, они осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов, к которым относятся устав (производственный и потребительский кооперативы, унитарные предприятия, акционерные общества); учредительный договор (полные товарищества и товарищества на вере); устав и учредительный договор (общества с ограниченной и общества с дополнительной ответственностью). Юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями юридического лица. Оформление предпринимательских организаций в качестве юридических лиц осуществляется в организационно-правовых формах, перечень которых является исчерпывающим. Если же организация создается как некоммерческая, ее организационно-правовая форма может отличаться от названных в законе.
Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), выдаваемого компетентными органами.
Дееспособность юридического лица определяется как возможность своими действиями приобретать и реализовать гражданские права и обязанности. Юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности через свои органы, назначаемые или избираемые в соответствии с законом и учредительными документами. Юридические лица, образованные как товарищества, могут принимать права и обязанности через своих участников.
Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают в момент его создания, т. е. государственной регистрации, и прекращаются в момент завершения его ликвидации и исключения из государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Порядок регистрации определяется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Для государственной регистрации необходимо представить следующие документы:
заявление о регистрации организации, подписанное учредителями организации;
решение о создании организации или договор учредителей;
документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала, указанного в решении о создании организации или договоре учредителей;
свидетельство об уплате государственной пошлины.
Предъявление регистрирующими и другими государственными органами иных требований к заявителям и учредительным документам, представляемым ими для регистрации, не допускается.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных законом необходимых для
регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Не допускается отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица. Отказ в государственной регистрации либо необоснованное уклонение от нее могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Юридическое лицо может прекратить свою деятельность: а) в результате реорганизации; б) при ликвидации; в) при объявлении несостоятельным (банкротом).
Реорганизация представляет собой прекращение и одновременное возникновение нового юридического лица путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования в новую организационно-правовую форму.
Решение о. реорганизации юридического лица может быть принято его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то его учредительными документами. Реорганизация юридического лица в форме его разделения либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц может быть также осуществлена по решению суда или уполномоченного государственного органа. Например, в соответствии со ст. 19 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в случае, когда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность или их действия приводят к существенному ограничению конкуренции, антимонопольный орган вправе принять решение о принудительном разделении этих хозяйствующих субъектов. Если данное указание не будет выполнено в установленный срок, антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском к юридическому лицу.
В целях предупреждения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках установлена также процедура получения предварительного согласия антимонопольного органа на реорганизацию юридического лица, если эта реорганизация может привести к появлению хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном, рынке.
При реорганизации действует принцип правопреемства, согласно которому права и обязанности реорганизованного юридического
лица переходят к вновь созданному. Документами, позволяющими
решать вопросы, связанные с правопреемством, являются переда
точный акт или разделительный баланс, к которым ГК предъявляются обязательные требования; их несоблюдение является основанием к отказу в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Если разделительный баланс или передаточный акт не дают возможности установить правопреемника реорганизованного юридического лица, все вновь возникшие юридические лица будут нести солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
Ликвидация влечет прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
ГК РФ предусматривает два способа и, соответственно, порядка ликвидации юридических лиц: добровольный и принудительный.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется в случае истечения срока либо достижения цели, ради которой оно было создано. При признании судом недействительной регистрации юридического лица и невозможности устранения нарушений, допущенных при регистрации, также может быть принято решение о ликвидации. ГК содержит лишь примерный перечень оснований ликвидации юридических лиц в добровольном порядке. Выражая свою волю при создании юридического лица, его учредители не могут быть связаны в своем желании в любой момент его ликвидировать.
Решение о принудительной ликвидации юридического лица принимается исключительно судом в случаях осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, которая противоречит его уставным целям, и в иных случаях, предусмотренных ГК. Таким образом, основания для ликвидации юридических лиц не могут устанавливаться произвольно судом или иным государственным органом. Более того, эти основания предусматриваются не любым законом, а исключительно ГК.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности. Правопреемство при ликвидации не возникает. Для проведения ликвидации создается ликвидационная комиссия, к которой переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации.