Договор поставки товаров для государственных нужд
Впервые Гражданский Кодекс РФ регламентирует особый вид договора купли-продажи — договор поставки товаров для государственных нужд. Сущность и особенности этого договора обусловлены его социально-экономическими целями. Государственные нужды — это потребности Российской Федерации и ее субъектов. Это потребности в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ.
Поставки продукции для государственных нужд должны обеспечить федеральные целевые, межгосударственные целевые программы, экспортные поставки для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств Российской Федерации. Государственные нужды — это также создание и поддержание государственных материальных резервов.
К отношениям по поставке товаров для государственных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяются законы о поставке товаров для государственных нужд, в частности Закон РФ "О поставках продукции и товаров для государственных нужд".
Этот Закон устанавливает правовые и экономические принципы формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку продукции для государственных нужд предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации.
Для организации работ по выполнению федеральных и других целевых программ Правительство РФ определяет государственных заказчиков, обеспечивающих реализацию определенных программ и представляет их перечень на утверждение Федерального Собрания РФ. Государственным заказчикам выдаются необходимые финансовые средства, включая валютные. Им предоставляется возможность выбора поставщика на конкурсной основе, для чего организуются федеральные и республиканские торги.
ГК РФ установлено, что поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основании государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.
В оборот введены два новых понятия: государственный контракт и государственный заказчик.
По государственному контракту поставщик обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку товаров для государственных нужд, принятого поставщиком (исполнителем).
Для государственного заказчика государственный контракт является обязательным. Заключение государственного контракта для поставки является обязательным лишь в случаях, установленных законом.
Государственный контракт определяет права и обязанности сторон, регулирует организационные, правовые, экономические и технические отношения сторон. Изменение или расторжение его осуществляется по согласованию сторон и оформляется дополнительным соглашением.
В государственном контракте определяются объем, номенклатура, качество, комплектность продукции, сроки поставки, цены, формы и порядок расчетов, дополнительные льготы для поставщика. Государственный заказчик обеспечивает поставщика финансовыми ресурсами. Поставщик самостоятельно приобретает материальные ресурсы, необходимые ему для исполнения госконтракта.
Для поставщика могут быть установлены льготы по налогу на прибыль, по текущему и долгосрочному кредитованию, на льготных условиях могут быть оставлены валютные средства при поставке на экспорт.
Таким образом, введенная в гражданский оборот своеобразная форма договора поставки — государственный контракт представляет собой сплав организационных, финансовых, имущественных и технических отношений. Такой формой договора обеспечивается приоритет государственных нужд.
Установлена повышенная ответственность за невыполнение, ненадлежащее исполнение договора. Сторона, виновная в нарушении условия договора, возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки, лишается права на получение льгот, предусмотренных Законом и условиями госконтракта.
ГК РФ подробно регламентирует порядок заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд. Предусмотрено, что государственный контракт является основанием для заключения договора поставки товаров для государственных нужд (двухзвенная структура договорных связей). Не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта государственный заказчик направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Такое извещение является основанием для заключения договора поставки товаров для государственных нужд.
Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Государственный заказчик обязан обеспечить принятие товара по договору поставки для государственных нужд и их оплату. Выданная государственным заказчиком отгрузочная разнарядка обязывает его к таким действиям. Государственный заказчик по оплате покупателем товаров по договору поставки их для государственных нужд признается поручителем по этому обязательству и, следовательно, несет солидарную ответственность с должником.
Если иное не предусмотрено законом о поставке товаров для государственных нужд или государственным контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным контрактом.
При необоснованном уклонении от заключения госконтракта, когда обязанность заключить договор установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта. Госзаказчик вправе отказаться от продукции, произведенной по госконтракту, при условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков. Госзаказчик может отказаться от оплаты продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, установленным для качества определенной продукции. Продукция поставленная, но не соответствующая условиям госконтракта или некомплектная, считается непоставленной, и все убытки от такой поставки несет поставщик (исполнитель) договора.
Если поставщик нарушил условия поставки по объему в установленные сроки, он обязан уплатить покупателю неустойку в размере 50 % от стоимости недопоставленной продукции. Неустойка уплачивается до фактического исполнения обязательства с учетом недопоставленного количества продукции в предыдущем периоде поставки. Кроме уплаты неустойки, поставщик возмещает также покупателю убытки.
Споры, возникающие при заключении, исполнении государственных контрактов, рассматриваются арбитражными судами.
Предыдущие материалы: | Следующие материалы: |