Правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности
Понятие и источники правового регулирования бухгалтерского учета
Понятие бухгалтерского учета. В условиях рыночной экономики для принятия правильных решений различным категориям пользователей необходимо наличие достоверной, достаточно полной информации о хозяйственной деятельности субъекта. Такой информацией являются бухгалтерский учет и отчетность.
Легальное определение бухгалтерского учета дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями) (далее — Закон о бухгалтерском учете). Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и др.;
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Из данного выше определения бухгалтерского учета следует, что деятельность по бухгалтерскому учету представляет собой упорядоченную процедуру, которая состоит из пяти основных этапов:
1. наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении;
2. закрепление в специальной форме (форме первичных учетных документов) результатов наблюдения и измерения хозяйственных операций — юридических фактов в бухгалтерском учете;
3. обработка информации, содержащейся в первичных учетных документах — ее группировка и систематизация в определенных разрезах, формирование на ее основе регистров бухгалтерского учета;
4. формирование бухгалтерской отчетности на основе сводной информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета;
5 передача документов внутренней и внешней бухгалтерской отчетности ее пользователям.
Бухгалтер имеет дело с различными документами: первичными учетными документами, учетными регистрами, бухгалтерской отчетностью.
Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете записывают на основе оправдательных документов, которые являются первичными учетными документами. Сведения из них переносятся в учетные регистры, там они систематизируются, т. е. записываются на бухгалтерских счетах. В конце отчетного периода по данным учетных регистров заполняется бухгалтерская отчетность организации.
К учету принимаются только документы, которые имеют юридическую значимость, т. е. документы определенной формы и правильно заполненные. Документы по своему назначению классифицируются на распорядительные и исполнительные. К распорядительным относятся документы, в которых содержится распоряжение о выполнение конкретной операции (приказы и распоряжения руководителей, наряды на выполнение работ и др.). В исполнительном (оправдательном) документе (накладная, расписка и др.) изложена сама операция. Данные виды документов могут быть сведены в единый документ. Формы первичных документов содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В ряде случаев бухгалтер может разработать форму самостоятельно. Первичные учетные документы должны быть составлены либо в момент совершения операций, либо сразу же после ее окончания. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером (бухгалтером). Эти лица несут ответственность за своевременное и качественное заполнение данных документов, достоверность указанных в них данных, передачу их в установленные сроки для записи в учетные регистры. Никакие исправления в кассовых и банковских первичных учетных документах не допускаются.
Первичные документы либо хранятся вместе с учетными регистрами, либо подшиваются в отдельные папки. Изъять первичные документы могут только органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суды, налоговые инспекции и органы внутренних дел в установленных законом случаях.
Для получения необходимых сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации следует данные о хозяйственных операциях, содержащиеся в первичных учетных документах, зарегистрировать и записать на соответствующих бухгалтерских счетах в учетных регистрах.
Учетные регистры — это специальные формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о хозяйственных операциях. Учетные регистры подразделяются на бухгалтерские книги (журналы), карточки и свободные листы (ведомости).
Для записи хозяйственной операции используются бухгалтерские счета.
Одной из наиболее важных классификаций счетов бухгалтерского учета является их классификация по степени обобщения содержащейся в них информации на синтетические и аналитические счета.
Синтетические счета — это наиболее высокий уровень обобщения в учете движения средств, изменения источников покрытия. Синтетический счет используется для учета общей стоимости определенного вида хозяйственных средств организации. Систематизированный перечень этих счетов называется Планом счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета вместе с Инструкцией по их применению в качестве нормативных правовых актов утверждается органом, которому предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Содержащийся в Плане счетов бухгалтерского учета перечень синтетических счетов является исчерпывающим.
План счетов бухгалтерского учета является систематизированным перечнем, в котором каждому синтетическому счету присваиваются порядковый номер (двузначный код) и определенное наименование. Примером синтетического счета первого порядка может служить синтетический счет 01 «Основные средства», предназначенный для учета стоимости всех принадлежащих на праве собственности или на ином вещном праве основных средств.
Для более детального учета средств и их источников используются аналитические счета, которые открываются на каждое наименование хозяйственных средств (или их источников) с количественными характеристиками, ценой за единицу и другими показателями. Перечень аналитических счетов не является исчерпывающим. Аналитические счета открывают в развитие соответствующего синтетического счета, и в них делают те же записи, что и в синтетическом счете, но в разрезе тех детальных показателей, которые оказываются необходимыми. Аналитические и синтетические счета имеют дебет и кредит, по ним выводят дебетовые и кредитовые остатки. Данные счета могут быть активными и пассивными.
Помимо синтетических и аналитических счетов в учете используются субсчета, которые занимают промежуточное положение между синтетическими и аналитическими счетами. Учет в них ведется в денежных измерителях. Вопрос о виде субсчетов и их количестве решается бухгалтером в зависимости от характера деятельности организации.
Все объекты хозяйственного учета рассматриваются с двух позиций: с позиции самих хозяйственных средств и с позиции источников их приобретения. На этом строится двойная запись, которая позволяет создать законченную схему контроля за правильностью ведения учета, так как одна и та же хозяйственная операция записывается дважды: по дебету одного и по кредиту другого счета. В случае расхождения сумм по данной операции выявляются ошибки и устанавливается ответственность за них.
В Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета для каждого конкретного синтетического счета (исходного счета), кроме перечня конкретных типов имущества или обязательств, которые должны учитываться на этом счете, устанавливается также и корреспонденция счетов. Корреспонденция счетов представляет собой исчерпывающий перечень тех синтетических счетов, на которые вправе при ведении учета осуществляться проводки с исходного счета. Нормы, регулирующие данные проводки, являются по своему содержанию техническими нормами. Они закрепляют в правовой форме стандартную сетевую модель хозяйственной деятельности организации.
Источники правового регулирования бухгалтерского учета. Прежде всего источником права, который имеет наивысшую юридическую силу и нормы которого регулируют отношения по бухгалтерскому учету, является Конституция РФ. Пункт «р» ст. 71 Конституции РФ относит бухгалтерский учет к ведению Российской Федерации.
Закон о бухгалтерском учете является основным источником права, регулирующим деятельность по бухгалтерскому учету.
В соответствии со ст. 3 и 5 Закона о бухгалтерском учете источники права в сфере бухгалтерского учета по юридической силе можно разделить на следующие группы:
законодательство РФ о бухгалтерском учете, состоящее из: Закона о бухгалтерском учете и других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ;
положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Правительством РФ. В настоящее время издано 20 положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;
методические указания, инструкции, рекомендации и иные документы, которые разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, профессиональными объединениями бухгалтеров на основе и в развитие федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, положений по бухгалтерскому учету. В эту группу входят планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению;
локальные нормативные акты самой организации, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые ее руководителем в пределах принятой учетной политики. Данные документы, их форма, содержание, порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
Пункт 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете закрепляет положение о том, что регулировать бухгалтерский учет своими подзаконными актами могут только те органы, которым такое право предоставлено федеральными законами. Центральное положение в системе этих органов занимает Министерство финансов РФ.
В настоящее время к органам, регулирующим бухгалтерский учет, относятся: Центральный банк РФ; Федеральная служба по финансовым рынкам; орган по надзору за страховой деятельностью.
В п. 2 ст. 5 Закона о бухгалтерском учете приведен перечень правовых актов, которые вправе принимать органы, регулирующие бухгалтерский учет. Этот перечень не является исчерпывающим.
Предыдущие материалы: | Следующие материалы: |