Правовой режим имущества государственных корпораций


К проблеме права собственности государственных корпораций можно отметить следующие подходы. Ю. С. Циммерман, исходя из целевого характера собственности государственных корпораций и наличия в законах ограничений на распоряжение имуществом, полагает, что государственная корпорация обладает правом собственности на имущество, однако распоряжение им осуществляет как госкорпорация, так и не являющееся собственником государство. Е. Богданов полагает, что у государственной корпорации не возникает права частной собственности на её имущество, так как государственные органы контролируют её деятельность, непосредственно принимают решение о распоряжении некоторыми видами имущества, государство вправе изъять у государственной корпорации её имущество. Двойственность правовой природы государственных корпораций приводит его к выводу, что данное имущество остаётся государственной собственностью и находится одновременно у двух собственников: самого государства и государственной корпорации.[7] С предложенными решениями невозможно согласиться: только собственник может осуществлять правомочие распоряжения своим имуществом. Автор в данном вопросе солидарен с И. В. Ершовой: содержание законов о государственных корпорациях не позволяет сделать иного вывода, кроме как признать за государственными корпорациями право частной собственности юридического лица на их имущество. Наличие ограничений на распоряжение отдельными видами имущества, а также на совершение отдельных сделок не означает ограничения правомочия распоряжения как такового, что подтверждается законодательством о хозяйственных обществах.

Имущественно-правовой основой деятельности государственных корпораций является право собственности юридического лица. При этом в законодательстве почти нет специальных норм, направленных на обеспечение сохранности и наиболее эффективного использования государственного имущества, переданного государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. По сравнению с правовым режимом имущества государственной корпорации, на настоящий момент имущество хозяйственных обществ с участием государства защищено значительно надёжнее, деятельность таких обществ более открыта для контроля как со стороны государства, так и со стороны общества. Вместе с тем, анализ законодательства приводит к выводу, что такой организационно-правовой формы юридического лица, как государственная корпорация, в действующем законодательстве не содержится – есть лишь организации особого рода, признанные юридическими лицами только в силу специального указания закона, с индивидуальным правовым положением, и в разной степени наделённые определёнными публичными функциями.

На сегодня нельзя признать существование такой организационно-правовой формы юридического лица, как государственная корпорация, содержание права собственности государственных корпораций неопределённо. Представляется, что они неспособны в существующем виде обеспечить выполнение возложенных на них функций. В связи с этим государственная корпорация «Росатом» должна быть признана отраслевым органом государственной власти. Переданное ей имущество следует включить в состав казны Российской Федерации, управлять этим имуществом должен созданный на основе Росатома орган государственной власти. Государственные корпорации, специально созданные для осуществления предпринимательской деятельности специфических видов (государственная корпорация «Олимпстрой», Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов, Ростехнологии и Роснанотех) должны быть преобразованы в хозяйственные общества с исключительным участием государства. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства подлежит преобразованию в организационно-правовую форму фонда.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: