Источники предпринимательского права.
Следует выделить некоторые специфические особенности источников предпринимательского права, связанные с характером предмета правового регулирования предпринимательского права и федеративным государственным устройством Российской Федерации.
Прежде всего, в соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации, в частности, находятся: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности — то есть важнейшие аспекты, определяющие осуществление предпринимательской деятельности.
Классификация источников предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям.
• По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты.
Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти. Например, Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об акционерных обществах».
Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.
• По предмету правового регулирования источники предпринимательского права можно подразделить на общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
К общим источникам предпринимательского права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности, Конституция
Российской Федерации.
Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и осуществления предпринимательской деятельности.
К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы осуществления предпринимательской деятельности, относятся, например, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства. Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками предпринимательского права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или подотрасли права.
• По степени систематизации среди источников предпринимательского права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные.
Нормативный материал систематизируется в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в системе источников предпринимательского права. • Основным кодифицированным источником предпринимательского права по праву является Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).
Гражданский кодекс формулирует легальное понятие предпринимательской деятельности; закрепляет условия осуществления предпринимательской деятельности; содержит нормы о субъектах предпринимательской деятельности, в том числе о статусе юридических лиц, и основных объектах гражданских прав; устанавливает формы реализации права на предпринимательскую деятельность — положения об обязательствах, в частности договорных; формулирует правила об ответственности в сфере предпринимательства.
•В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный правовой акт, в системе органов государственной власти источники предпринимательского права делятся на:
нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, например Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», постановление Правительства РФ «О переоценке основных фондов (средств), предприятий и организаций». Акты данной группы действуют на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;
нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и действуют только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в систему источников предпринимательского права входят:
1) Конституция Российской Федерации;
2) международные договоры Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права;
3) федеральные законы;
4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты министерств и ведомств Российской Федерации;
6) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
7) корпоративные нормативные акты;
8) обычаи делового оборота.
Конституция Российской Федерации как базовый источник предпринимательского права. Конституция Российской Федерации как основной нормативный правовой акт в правовой системе страны закрепляет основные принципы на которых базируется законодательство государства, в том числе регулирующее экономическую деятельность.
Конституцией провозглашаются основные принципы, на которых базируется Российское государство: равенство всех перед законом и судом, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц и т.д.
Нормы Конституции Российской Федерации как источника предпринимательского права можно разделить две группы:
1)общие нормы, регулирующие основополагающие вопросы государственной и общественной жизни, обусловливающие и обеспечивающие деятельность субъектов предпринимательства, закрепляющие принципы того «пространства», в котором осуществляется предпринимательская деятельность;
2)специальные нормы, относящиеся непосредственно к предпринимательской деятельности, определяющие основополагающие принципы деятельности ее субъектов.
В первой группе норм основополагающее значение имеет положение статьи 1 Конституции: «Российская Федерация — Россия есть демократическое
Федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из провозглашения правового характера Российского государства вытекает ряд положений, важных для правового регулирования предпринимательской деятельности.
Правовой характер государства предполагает, что организация и вся деятельность государства базируется на идее верховенства права, в том числе и над государством.
В правовом государстве предполагается не только ответственность государства перед гражданами и гражданским обществом, но и соответствующая взаимная ответственность институтов этого общества перед государством. Это предопределяет необходимость строгого соблюдения принципа законности со стороны субъектов предпринимательской деятельности, а также выполнение ими иных обязанностей перед государством, в частности по государственной регистрации в установленном законом порядке, уплате налогов, предоставлении в определенных законом случаях необходимой информации и т.д. К специальным нормам, относящимся непосредственно к осуществлению предпринимательской деятельности, можно отнести уже упоминавшиеся нами нормы о разграничении предметов ведения между Федерацией и субъектами Федерации в части, относящейся к предпринимательской деятельности. Важную роль играют также нормы статьи 34 Конституции о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей * имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Часть 2 указанной статьи запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.