Предпринимательская деятельность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статус Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в качестве субъектов предпринимательского права характеризуется двойственностью, предопределяемой тем, что указанные субъекты наделены публичной властью, то есть имеют право давать обязательные для выполнения указания. Публичный характер Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований проявляется в правоотношениях по государственному регулированию предпринимательской деятельности. В рамках данных правоотношений, входящих, как мы уже отмечали, в предмет предпринимательского права, отношения между субъектами строятся «по вертикали», субъекты правоотношения неравноправны.
По-другому обстоит дело в том случае, когда Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования сами осуществляют предпринимательскую деятельность.
В этом случае Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в предпринимательских отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами, «утрачивая» властный характер.
При осуществлении Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями коммерческой предпринимательской деятельности для регулирования возникающих с их участием отношений применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в хозяйственной деятельности, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Властный, публичный характер указанных субъектов предопределяет особенности порядка участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в предпринимательских отношениях.
Приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующими органами государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере предпринимательской деятельности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Основы ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования определены статьей 126 ГК РФ.
В соответствии с ней Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.
—юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам;
—Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом;
—Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
—субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
Однако Российская Федерация вправе принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты могут принять на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации — в этих случаях поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.