Создание субъектов предпринимательского права. Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права


Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс по признанию за лицом статуса субъекта предпринимательского права, заключающийся в действиях как самого субъекта, так и компетентных государственных органов.

Теория предпринимательского права выделяет следующие способы создания субъектов предпринимательского права:

А) Учредительно-распорядительный способ.

Для создании субъекта предпринимательского права в этом случае необходимо распоряжение компетентного государственного органа. В Российской Федерации таким образом создаются, например, казенные предприятия, на создание которых требуется решение Правительства РФ, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Б) Учредительный способ.

Имеет место при признании статуса субъекта предпринимательского права за гражданином — при регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и при создании осуществляющих предпринимательскую деятельность юридических лиц, в состав которых входит один участник.

В) Договорно-учредительный способ.

Применяется в случае создания субъекта предпринимательского права, состоящего из нескольких физических или юридических лиц (например, создание юридического лица несколькими гражданами). В этом случае помимо собственно учреждения имеет место договор между участниками будущего субъекта предпринимательского права, определяющий их взаимные права и обязанности как на этапе создания, так и в процессе деятельности созданного субъекта.

Г) Дозволительно-учредительный способ.

В этом случае на создание субъекта предпринимательского права необходимо разрешение (дозволение) соответствующего государственного органа, без которого создание невозможно.

В Российской Федерации применяются все четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

Статья 2 ГК РФ закрепляет, что предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности подлежат обязательной государственной регистрации.

Правовое регулирование процесса государственной регистрации субъектов предпринимательского права осуществляется в настоящее время Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 1 данного Закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляет Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей.

Закон определяет также порядок государственной регистрации, ее сроки и место, порядок представления документов при государственной регистрации, перечень документов, представляемых при государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Важной гарантией прав предпринимателей является закрепленный законом исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения, и может быть обжаловано в судебном порядке.

В ходе деятельности юридических лиц их статус может меняться в связи с проведением их реорганизации. Реорганизация возможна посредством слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Последствия при каждом из названных способов реорганизации состоят в следующем.

1.При слиянии одного юридического лица с другим совокупность принадлежащих им прав и обязанностей переходит к новому юридическому лицу, возникшему в результате слияния; правосубъектность каждого из подвергшихся слиянию юридических лиц прекращается.

2.При присоединении одного юридического лица к другому имущественные права и обязанности присоединенной организации переходят к присоединившейся организации, а правосубъектность присоединенной организации прекращается.

3.При разделении одного юридического лица на две (и более) новых организации создаются два (и более) новых юридических лица, а прежнее (разделенное) юридическое лицо прекращает свое существование.

4.При выделении одного юридического лица из другого выделенная из первоначальной организации структура становится новым юридическим лицом, а сама же первоначальная организация продолжает существовать под прежним наименованием.

5. При преобразовании юридического лица происходит перемена его организационно-правовой формы и, обычно, смена его наименования; лицо, возникшее в результате преобразования, становится правопреемником юридического лица, подвергшегося преобразованию.

В отличие от реорганизации ликвидация юридических лиц означает их прекращение, не сопровождающееся правопреемством.

В зависимости от оснований проведения ликвидации различают ликвидацию добровольную и принудительную.

Добровольной считается ликвидация, осуществленная по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица в связи:

—с истечением срока, на который оно создано;



—с достижением цели его создания;

—с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация может иметь место по решению суда в случаях осуществления деятельности:

—без лицензии;

—запрещенной законом либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

—противоречащей уставным целям общественной или религиозной организации или фонда;

—в других случаях (банкротства).

В продолжении процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органами, а ликвидационной комиссией. Задача ликвидационной комиссии состоит в том, чтобы взыскать задолженность с должников ликвидируемого юридического лица и удовлетворить требования кредиторов. Ликвидационная комиссия назначается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию. Ликвидационная комиссия публикует сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления требований кредиторов (не менее 2 месяцев с момента опубликования) в органе печати, публикующем сведения о государственной регистрации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности и письменно удовлетворяет кредиторов. Ликвидационная комиссия по истечении срока предъявления требований составляет промежуточный ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями или лицом, принявшим решение о ликвидации, и согласуемый с органом, осуществляющим государственную регистрацию. Ликвидационная комиссия при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу имущества с публичных торгов. По утверждении промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает выплаты в специальной очередности.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору и контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Кредиторам пятой очереди выплаты начинаются только через месяц со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами таких кредитных учреждений.

На практике возможны случаи, когда у ликвидируемого юридического лица недостает имущества для погашения требований кредиторов одной и той же очереди. В этом случае имеющееся имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Отказ ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонение от их рассмотрения служит для него основанием для обращения в суд с иском к ликвидационной комиссии, при условии, что это обращение имеет место до утверждения ликвидационного баланса юридического лица. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, которые были заявлены после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

По завершении расчетов составляется ликвидационный баланс. Утверждение ликвидационного баланса позволяет внести в единый государственный реестр запись о ликвидации юридического лица.

Не получившие удовлетворения кредиторы вправе обратиться с иском в арбитражный суд лишь для уточнения такой записи, пропуск такого обращения со стороны кредиторов либо оставление его судом без удовлетворения означает, что не получившие удовлетворения требования кредиторов считаются погашенными. Для казенных предприятий и учреждений предусмотрена специальная оговорка: при недостатке у них средств на ликвидационном балансе кредиторы могут заявить требования к собственнику закрепленного за такими предприятиями или учреждениями имущества.

Оставшееся имущество передается учредителям (участникам), имеющим вещные или обязательственные права.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: