Понятие и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Экономика представляет собой саморегулируемую систему, развивающуюся по своим собственным законам. Однако, как нами уже отмечалось, в современном государстве экономика не свободна от воздействия государства, проявляющегося в тех или иных видах. Государство, как особая форма публичной власти, формирует экономическую политику и проводит ее путем воздействия на поведение субъектов экономической жизни, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой не бессистемное воздействие, а строго упорядоченную систему мер, принимаемых государством в установленных законом формах в целях воздействия на поведение субъектов предпринимательской деятельности для проведения государственной экономической политики.
В наиболее общем виде цель воздействия государства на хозяйственную деятельность можно определить как достижение баланса публичных и частных интересов в экономике. Для достижения этой цели государство должно решить следующие задачи (виды и содержание которых весьма значительно отличаются в разные исторические периоды, в рамках разных типов экономических систем, для различных политических режимов):
—создание рыночной среды конкурентного типа;
—поддержание отечественного производителя товаров, работ и услуг;
—защита прав потребителей, поддержание стабильности цен;
—содействие оптимальному уровню и структуре занятости населения;
—формирование государственного бюджета путем введения системы налогообложения;
—поддержание конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке;
—защита окружающей среды и пр.
На разных этапах развития государства и экономики, в зависимости от целей, которые предполагается достичь в процессе государственного регулирования, степень государственного вмешательства в саморегулируемые экономические процессы может быть различна.
Конкретные виды государственного регулирования на предпринимательскую деятельность можно подразделить на группы в зависимости от различных оснований.
Так, по степени воздействия государства на те или иные отношения в различных отраслях народного хозяйства или сегментах рынка возможно выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств (инструментов) государственного регулирования. Он установлен в отношении, например, естественных монополий. Минимальный уровень государственного регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.
В зависимости от территории применения тех или иных средств государственного воздействия выделяют государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъекта Федерации, на уровне автономной области и автономных округов.
Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется различными методами, которые в зависимости от характера и степени регулирующего воздействия государства можно подразделить на прямые и косвенные.
Прямые методы государственного регулирования имеют место тогда, когда воздействие на поведение субъекта предпринимательской деятельности производится «напрямую», путем непосредственного, административного воздействия уполномоченного государственного органа на те или иные общественные отношения.
Прямыми методами государственного регулирования хозяйственной деятельности являются, в частности, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, императивные предписания совершения каких-либо действий или запрещение совершения каких-либо действий, установление определенных ограничений, например квот на ввоз-вывоз товара, осуществление государственного надзора и контроля, применение мер государственного принуждения и пр.
Косвенные методы государственного регулирования представляют собой не административные, а экономические меры и способы воздействия на поведение субъектов хозяйственной деятельности.
Прямые, административные, методы регулирования должны лишь дополнять косвенное регулирование в тех случаях, когда экономическими методами искомой цели достичь невозможно.
Экономические методы государственного регулирования косвенно воздействуют на общественные отношения по осуществлению хозяйственной деятельности, без применения административного воздействия на ее субъектов.
Их применение направлено, как правило, на формирование предпосылок и условий, которые повлекут за собой определенное поведение субъектов предпринимательской деятельности, сделают такое поведение «невыгодным» для них.
Все методы государственного регулирования предпринимательской деятельности, как прямые, так и косвенные, должны осуществляться государством строго в правовых рамках.