Лицензирование в сфере предпринимательства
В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке РФ.
Лицензирование представляет собой сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность и которая в юридической литературе в основном трактуется с учетом этих направлений. С одной стороны, лицензирование представляет осуществление мероприятий, связанных с предоставлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой—осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступившими в силу с 14 мая 2003 г.) в статье 2 следующим образом определяет лицензию: «Лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю». Лицензия выдается в основном нате виды деятельности, которые имеют хозяйственный характер (ремонт вооружения, транспортировка нефти и т.д.). Закон о лицензировании (ст. 4) определяет лицензирование как метод, с помощью которого государство осуществляет разрешительную политику в области экономической деятельности.
Лицензирование как правовой институт представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, а также надзора за экономическими субъектами по соблюдению правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, привлечения к ответственности нарушителей этих правил.
Лицензионное производство складывается из ряда последовательно следующих друг за другом комплексов процессуальных действий, связанных с получением лицензии на определенный вид деятельности.
Выдаче лицензии предшествует обращение заявителя в лицензирующий орган. Эта инициатива соискателя лицензии порождает и его обязанности встать на учет в налоговом органе, внести плату за рассмотрение своего заявления лицензирующим органом, представить документы в соответствии с перечнем, определенным Законом и положениями о лицензировании конкретного вида деятельности.
Для получения лицензии соискатель лицензии в соответствии со статьей 9 Закона о лицензировании представляет в соответствующий лицензирующий орган, как минимум, следующий пакет документов:
заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения — для юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя, лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии учредительных документов и копию документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица;
копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя;
копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона о лицензировании за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 руб.
В отношении видов деятельности, требующих для их осуществления знаний или специальных условий, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться:
квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний момент такая ответственность предусмотрена в статье 19.7 КоАП РФ. В данной статье указано, что представление в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3, на должностных лиц — от 3 до 5, а на юридических лиц — от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами (ранее этот срок составлял тридцать дней). Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие в порядке, установленном административным законодательством Российской Федерации. Таким образом, соискатель лицензии вправе избрать административный способ обжалования решения об отказе в выдаче лицензии, потребовав проведения независимой экспертизы. Однако экспертное заключение не имеет обязательной силы для лицензирующего органа—последний обязан вновь рассмотреть указанное ходатайство и по его результатам вправе вторично отказать соискателю лицензии в выдаче лицензии. Таким образом, лицензирующий орган в сравнении с соискателем лицензии обладает более значимым потенциалом и в процессе обжалования последним указанного решения. В этом случае остается возможность судебного обжалования действия (бездействия) лицензирующего органа.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Статья 15 Закона о лицензировании предусматривает, что за предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 руб.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
Контроль пронизывает всю лицензионную процедуру, проявляясь на всех ее стадиях в виде деятельности лицензирующих органов, направленной на выявление допускаемых лицензиатами отклонений от лицензионных требований и условий. Осуществлением надзора в соответствии с действующим лицензионным законодательством занимаются лицензирующие органы в пределах их компетенции.
При этом лицензирующие органы обладают следующими контрольными правомочиями:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.
За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет.
Общий порядок осуществления лицензионной деятельности в Российской Федерации предполагает возможность применения к лицензиатам, а также лицам, желающим вступить в лицензионные правоотношения, некоторых мер административного принуждения в случае нарушения ими норм лицензионного законодательства в той или иной форме. Среди таких мер выделяются меры предупредительные (например, отказ в выдаче лицензии по основаниям, предусмотренным законом), меры ответственности (административной, уголовной), а также меры пресечения.
В качестве мер пресечения противоправного поведения субъектов лицензионных правоотношений законодательство о лицензировании предусматривает приостановление действия лицензии, а также аннулирование лицензии. Федеральный закон о лицензировании внес некоторые коррективы в процедуру применения пресекательных мер.
Статья 13 Закона установила, что лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии лишь в двух случаях:
в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений лицензионных требований и условий;
в случае выявления лицензирующими органами грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. При этом срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
При этом плата за возобновление действия лицензии не взимается. Федеральный закон о лицензировании устанавливает три случая аннулирования лицензии:
лицензирующим органом (во внесудебном порядке); в судебном порядке, по добровольной инициативе лицензирующего органа; в судебном порядке, по обязательной инициативе лицензирующего органа. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Основанием для аннулирования лицензии решением суда на основании заявления лицензирующего органа является нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, повлекшее за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии в том случае, если в установленный им срок лицензиат не устранил нарушения, послужившие основанием для приостановления лицензии.
Закон о лицензировании значительно ограничил перечень оснований для аннулирования лицензии. С одной стороны, таким основанием является неисполнение предписаний лицензирующих органов по устранению нарушений, послуживших основанием для приостановления лицензии, а с другой — возникновение неблагоприятных последствий неправомерных действий лицензиата в виде нанесения ущерба объектам лицензионной охраны. Думается, что аннулирование лицензии на том основании, что лицензиат не внес в установленный срок лицензионный сбор, не является собственно аннулированием, но представляет собой отзыв лицензии.
Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме аннулирования лицензии, лицензионное законодательство предусматривает еще одно основание для прекращения лицензионных правоотношений: лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.