Заключение договоров в системах электронной торговли


В узком смысле (такого подхода придерживается Всемирная торговая организация) под электронной торговлей понимается реклама и продажа товаров с помощью телекоммуникационных сетей. Широкий подход: термин «электронная торговля» подразумевает более обширный спектр сделок, т.е. не ограничивается куплей-продажей. По определению Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (11ЫС1ТПА1), посредством электронной торговли могут совершаться следующие сделки (перечень не закрытый): купля-продажа, поставка, соглашение о разделе продукции, коммерческое представительство, факторинг, лизинг, консалтинг, инжиниринг, инвестиционные контракты, страхование, концессионные соглашения, банковские договоры, а также иные сделки в сфере промышленного и делового сотрудничества. Таким образом, электронная торговля трактуется как электронное ведение бизнеса.

Базовые нормы российского законодательства, оказывающие непосредственное воздействие на совершение гражданско-правовых сделок в электронной торговле, содержатся в следующих нормативных правовых актах: ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ГК РФ, ФЗ «Об электронной цифровой подписи», АПК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», КоАП РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей».

По своей сути сделки, совершаемые по модели «компания-заказчик», представляют собой публичные договоры. Иными словами:

1) электронный магазин не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами;



2)   цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

3)   не допускается отказ интернет-магазина от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары.

Как видим, купля-продажа товаров через Интернет представляет собой продажу товаров по образцам. На основании ГК РФ договор розничной купли-продажи товара по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в договоре, или с момента доставки товара покупателю по месту жительства гражданина, если место передачи товара договором не определено. Магазин может взыскать с покупателя расходы по доставке товара, а также иные расходы, понесенные в связи с совершением действий по выполнению договора. Требуется, чтобы клиент выбрал способ оплаты товара, это условие является существенным. При оплате товара используются: 1) наличные деньги (например, при курьерской доставке); 2) кредитная карта; 3) использование электронных денег.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: