Общая характеристика посреднических договоров в торговле


В развитом промышленном обществе огромное значение приобретает посредническая деятельность как механизм, способствующий установлению и развитию торгово-хозяйственных связей. Анализ рыночных отношений свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между состоянием экономики, уровнем развития и широтой применения посреднических услуг.

Развитие посредничества в сфере товарного обращения является объективным процессом, отражающим углубление общественного разделения труда. Использование посредников дает производителям и потребителям товаров значительную экономию трудовых и материальных затрат, позволяет ускорить совершение торговых операций и улучшить их качество, поскольку посредник обладает более высоким профессионализмом в своей области.

Посредническая деятельность состоит в оказании фактических и юридических услуг другим лицам (изготовителям и потребителям) в реализации или приобретении товаров, в оказании иных, связанных с товарным обращением, услуг либо в осуществлении продаж и закупок товара за счет средств других лиц с целью получения прибыли.

Наряду с участием в продвижении товара от изготовителей к потребителям, посредники зачастую принимают на себя выполнение дополнительных работ, относящихся практически ко всем этапам осуществления хозяйственных связей. Они могут: заниматься поиском и предоставлением информации о потенциальных и приоритетных покупателях и продавцах; анализировать надежность продавца и платежеспособность покупателя; согласовывать содержание или отдельные условия будущих договоров; непосредственно производить получение, хранение и обработку товаров; страховать товары и иное имущество. Однако такие услуги посредников всегда носят дополнительный характер по отношению к главной задаче — содействовать реализации (приобретению) товара.

В настоящее время договоры, называемые посредническими, образуют весьма развитую группу. В нее входят договоры комиссии, торгового поручения, агентские договоры, а также близкие к ним дистрибьюторские договоры, договоры франшизы (коммерческой концессии) и др.

По своим экономическим целям — это предпринимательские договоры в товарном обращении. Их участниками всегда являются юридические лица либо индивидуальные предприниматели. Посреднические договоры по классификации относятся к типу договоров на оказание возмездных услуг. К ним применяется общее правило ГК РФ о праве кредитора на односторонний отказ от договора с возмещением другой стороне понесенных затрат. При доверительных отношениях предусмотрена возможность отказа от договора также и для должника.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: