Коммерческая концессия (франчайзинг)


Близким к договорам об исключительной продаже является договор франшизы. Слово «франшиза» французского происхождения, оно переводится как «льгота», «уступка». В страховых отношениях этот термин означает размер минимальных потерь страхователя, в пределах которых выплата страхового вознаграждения не производится. Отдельные вопросы франшизы урегулированы в ГК РФ, главе «Коммерческая концессия», где внимание в основном уделено не содействию в реализации товаров, а вопросам лицензионных соглашений.

Наряду с термином «франшиза», используется его английское производное — «франчайзинг». Франчайзинг означает систему договорных отношений крупных изготовителей (продавцов) с мелкими фирмами, в которых обязательства по продвижению товара сопровождаются использованием на основе лицензии фирменного наименования или товарного знака головной фирмы, а также соблюдением ее технологий производства и стратегии по сбыту товаров.

Уступка при франшизе состоит прежде всего в предоставлении изготовителем или головным оптовиком торговой скидки с цены посреднику, осуществляющему постоянную продажу его товаров. По мере развития отношений в договор включаются условия об оказании организационной или технической помощи покупателю. Изготовитель или крупный оптовик берут на себя типовое обустройство и оснащение оборудованием складских и торговых помещений посредников. Они обучают персонал мелких фирм приемам рекламы товара, осуществлению сервисного обслуживания пользователей товара. В необходимых случаях предоставляются льготные займы, хотя чаще практикуется предоставление складского и торгового оборудования.

По мере укрепления сотрудничества и доверия к сбытовику отношения сторон получают дальнейшее развитие. Небольшие производственные и торговые фирмы могут получить право использовать фирменное наименование либо товарный знак головной фирмы-производителя (или оптовика). Договоренности об этом называют лицензионными соглашениями. Стороны в таком соглашении именуются правообладателем и пользователем. При наличии у изготовителя или крупного оптовика высокой репутации им на основе лицензионных соглашений создаются сети выступающих под его маркой торговых и производственных фирм, действующих как в своей стране, так и за рубежом. Именно с помощью такой системы выросли крупнейшие торговые и иные предпринимательские сети.

Лицензионное соглашение избавляет правообладателя от необходимости открывать большое число собственных предприятий или филиалов на удаленных от него территориях, инвестировать на это значительные средства. Вместе с тем сохраняется контроль за пользователями, которые осуществляют свою деятельность, находясь в зависимости от правообладателя, технологии, рекомендации и опыт которого они используют. Значительный экономический выигрыш получает также пользователь, применяющий апробированные на практике прогрессивные технологии, приемы ведения торговой деятельности.

 



Предыдущие материалы: Следующие материалы: