Претензионный порядок разрешения споров


Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Определение порядка обращения с претензией к перевозчику ГК РФ отнес к компетенции соответствующих транспортных уставов и кодексов.

Все транспортные уставы и кодексы определяют момент, с которого возникает право на обращение с претензией к перевозчику. Претензии к перевозчику о недостаче, повреждении (порче) груза, а также о просрочке в его доставке могут быть предъявлены со дня выдачи груза (на воздушном транспорте — со дня, следующего за днем выдачи груза); об утрате груза — по истечении 30 суток (на воздушном транспорте — 10 суток) со дня окончания срока доставки; претензия об утрате груза, перевозившегося в прямом смешанном сообщении, может быть предъявлена по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. В остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявлени» претензии.

В ГК РФ не называется срок, в течение которого отправитель или получатель могут обратиться к перевозчику с претензией. Такой срок для внутренних перевозок установлен ТУЖД, УАТ, ВК — 6 месяцев для предъявления претензий об утрате, недостаче, повреждении (порче) груза. Иные сроки установлены в ВК РФ для перевозок грузов в международном воздушном сообщении. ГК РФ отнес определение порядка предъявления претензий к ведению транспортных уставов и кодексов, а срок на их предъявление — неотъемлемая часть порядка. Претензия должна быть заявлена в письменной форме с приложением накладной (коносамента). В транспортных уставах и кодексах содержится указание

о приложении к претензии также коммерческого акта либо иного установленного уставом или кодексом документа в случае недостачи или повреждения (порчи) груза. К претензии должен быть приложен также документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. Отсутствие последнего не лишает права на обращение с претензией.

Право на предъявление претензии принадлежит получателю или отправителю при условии представления соответствующего транспортного документа, получателю — в случае просрочки в доставке груза.

В течение месячного срока перевозчик обязан рассмотреть претензию и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный ответ об отказе в удовлетворении претензии полностью или в части. В случае полного или частичного отказа в удовлетворении претензии, а также неполучения по окончании месячного срока ответа на претензию, грузоотправитель и грузополучатель могут предъявить иск к перевозчику. Ответ перевозчика о признании претензии полностью или в части является основанием для взыскания признанной суммы (если перевозчик не перевел ее добровольно) в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса. Исковая давность по требованиям, вытекающим из перевозки груза, установлена в 1 год. Определение момента, с которого должно начаться течение исковой давности, ГК РФ отнес к ведению транспортных уставов и кодексов.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: